Запретить нельзя разрешить: реклама безрецептурных препаратов
Участники заседания Общественного совета при Росздравнадзоре раскритиковали поправки в закон «О рекламе»
Участники заседания Общественного совета при Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения обсудили 16 февраля законопроект № 284952-8 «О внесении изменений в статью 24 Федерального закона “О рекламе” (в части рекламы безрецептурных лекарственных препаратов)» и возможные последствия его правоприменения.
Поправки, в частности, предлагают полностью запретить рекламу безрецептурных лекарственных препаратов на радио и телевидении, кроме специализированных телевизионных каналов и специальных радиопрограмм с участием медицинских и фармацевтических работников.
«Нормативная база, которая сегодня реализуется в России, соответствует рекомендациям ВОЗ, а также всем международным актам, регулирующим оборот лекарственных средств. Это также касается и рекламы безрецептурных лекарств. Реклама — это обязательная составляющая часть ответственного самолечения, которая очень активно пропагандируется Всемирной организацией здравоохранения. Философия этого самолечения сводится к тому, что, во-первых, это профилактика и лечение болезней, не требующих медицинских консультаций. Во-вторых, учитывая географические и демографические особенности России, реклама расширяет возможности оказания помощи в сельских и отдаленных территориях», — сказал, открывая мероприятие Виктор Дмитриев, председатель Общественного совета при Росздравнадзоре.
В свою очередь член Комиссии ОП РФ по охране здоровья граждан и развитию здравоохранения Георгий Костюк подчеркнул, что ни одна медицинская служба не способна ответить на все запросы, которые возникают у населения.
«Запретительные меры приведут к выходу регулирования из этой сферы. Об этом свидетельствует очень печальный пример из психиатрии: 80 тысяч человек официально нуждаются в приобретении антидепрессантов. При этом количество человек, которые купили соответствующие рецептурные препараты в аптеках, превышает три миллиона. Когда одновременно есть и запрет, и потребность, последняя будет удовлетворяться любым путем, в том числе теневым», — констатировал он.
Свою позицию озвучил Юрий Жулев, сопредседатель Всероссийского союза пациентов. Он выступил против запрета рекламы безрецептурных лекарственных препаратов.
«Если мы говорим о доступности лекарственных препаратов в целом, то этот закон идет вразрез с законодательством в целом. Сейчас у нас наблюдается некая либерализация в виде онлайн-продаж, что хорошо, если это не отменяет контроль за оборотом препаратов и за рынком в целом», — добавил он.
По мнению Артура Валиева, генерального директора «Ранбакси», законодательно обоснованное информирование — это право, которое не должно отниматься у граждан России.
«Я хочу напомнить, что мы как производители действуем в рамках 38-го Федерального закона, одна из статей которого накладывает жесткие рамки на безрецептурные препараты. Реклама не должна способствовать созданию образа здорового человека, впечатления о необходимости применения рекламируемого объекта, не должна содержать ссылки на конкретные случаи излечения от заболевания, улучшения состояния здоровья после употребления продукта рекламы. Естественно, есть еще ряд технических требований, которые предполагают обязательную отсылку на вкладыш. И хочу заметить, что в РФ по закону мы обязаны вкладывать в каждую упаковку очень пространную информацию, чтобы не разграничивать отношения между пациентом и врачом. И это как хорошо, так и плохо. Тем не менее все это в совокупности позволяет максимально представить препарат на рынке», — сказал Валиев.
С тем, что реклама способствует реализации права граждан на объективное информирование, согласилась Елена Неволина, исполнительный директор союза «Национальная фармацевтическая палата». По ее словам, телереклама на сегодняшний день является одним из немногих верифицированных источников информации.
«Во-первых, здесь выступает рекламодатель-производитель, который в первую очередь беспокоится за свою репутацию. Во-вторых, это жесткий контроль со стороны Федеральной антимонопольной службы. Подобного рода двойной контроль позволяет потребителю получать объективные данные, ровно такие же, что распространяют врачи», — отметила она.
По мнению Виктории Пресняковой, исполнительного директора Ассоциации независимых аптек, принятие законопроекта о рекламе безрецептурных лекарственных средств станет сильным ударом по потребителю.
«В пояснительной записке указано, что информацию о безрецептурных препаратах лучше всего искать в интернете, что с нашей точки зрения совершенно неправильно, потому что интернет-пространство представляет собой серую зону, которая до сих пор не поддается контролю», — считает она.
С презентацией на тему «Законопроект о запрете рекламы ОТС-препаратов: правовые основания и потенциальные последствия» выступил Константин Шарловский, руководитель практики «Медицина и фармацевтика» юридической компании «Пепеляев групп». Он отметил, что в настоящее время реализация и производство лекарственных средств не запрещены, поэтому запрет на распространение рекламы данных товаров автоматически ограничит права их производителей.
Завершая встречу, Виктор Дмитриев поблагодарил присутствующих за плодотворную дискуссию: «Приятно, что сегодня все успели высказать позицию, и не было двух мнений. Все оказались солидарны в одном: предложенные поправки принесут больше проблем, чем пользы как для пациентов, так и врачей».
Источник: Общественная палата Российской Федерации