Психическое здоровье граждан, развитие психологической службы в системе образования, защита прав граждан с психическими расстройствами
День 28 апреля 2022 г. оказался богат на совещания по важным общественно значимым вопросам. Председатель Московского отделения РОП, главный врач ГБУЗ "ПКБ № 1 ДЗМ" профессор Г.П. Костюк принял участие в трех мероприятиях. Включение в состав участников главного психиатра Москвы подтверждает значимость вопросов охраны психического здоровья в повестке данных мероприятий правительственного уровня и в поиске решений обсуждаемых проблем.
На заседании Координационного совета при Общественной палате Российской Федерации по поддержанию и развитию норм здорового образа жизни у российских граждан поднимались темы государственной важности, касающиеся формирования ценностного отношения к культуре здоровья. Участники дискуссии представляли в своих выступлениях медицинские, психологические, социальные, исторические, экономические, педагогические аспекты. С полипрофессиональных позиций обсуждались стратегии укрепления, развития и сохранения здоровья населения нашей страны. Говорилось также о возникающих в современном обществе угрозах и рисках для духовного и психического здоровья, для преодоления которых необходимо находить действенные решения и выстраивать систему комплексной профилактики. В заключении был обозначен вопрос о возможности формирования и принятия национального реестра поведенческих навыков на базе здоровье сберегающих технологий.
Заседание Экспертного совета при Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации было созвано для представления результатов работы Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2021 год, а также для обозначения наиболее острых проблем защиты прав лиц, страдающих психическими заболеваниями. Принятия безотлагательных мер требуют вопросы, связанные с определением места проведения психиатрического лечения с принудительным наблюдением с учетом возможностей родственников пациентов; с реализацией прав на получение образование и осуществление трудовой деятельности лиц, проходящих психиатрическое лечение в стационарных условиях; с защитой прав инвалидов, содержащихся в психоневрологических интернатах. Постановка обсуждаемых вопросов в очередной раз подтверждает традицию гуманистической составляющей психиатрической помощи в нашей стране.
Заседание Координационного совета Министерства просвещения Российской Федерации по развитию психологической службы в системе образования было посвящено вопросам разработки базовых принципов и подходов к оказанию психологической помощи всем участникам образовательного процесса в современных условиях.
В фокусе обсуждения оказалась Концепция развития психологической службы в системе общего и среднего профессионального образования до 2025 г., целью которой является формирование единого пространства психологического сопровождения в сфере образования. Для обеспечения преемственности и равной доступности психологической помощи обучающимся при переходе от школы к вузу ставятся задачи организации психологической помощи и в системе высшего образования.
Было обращено внимание на решение первоочередных проблем, связанных с совершенствованием правового и нормативного регулирования и установлением порядка оказания психолого-педагогической помощи, сертификацией используемого методического аппарата. Предусматривается стандартизация психодиагностического инструментария, применение обоснованных валидизированных методик с научно доказанной достоверностью.
Подчеркивалось значение межведомственных взаимодействий и координации деятельности профильных министерств в интересах развития психологической службы на всех этапах образовательного процесса.
Отдельно был представлен проект создания цифровой платформы, предназначенной для оказания психологической помощи несовершеннолетним гражданам и их родителям (или законным представителям). Акцент в этой концепции делается на предоставление специализированной помощи в круглосуточном режиме с использованием дистанционных информационных технологий (онлайн, мобильные приложения, чаты) в целях коррекции, профилактики и психопросвещения.