Skip to content

Способность справляться с трудностями

мальчик под зонтомРодители хотят огранить детей от любого стресса, но это и невозможно, и неправильно. Детство, в котором совсем не было стрессов, плохо подготовит ребёнка ко взрослой жизни. Если Вы никогда не позволяете ребёнку выйти за пределы своих возможностей, как он научится справляться с  проблемами во взрослой жизни (где ему придется пережить немало)?

На ребёнка в основном влияет не интенсивность стресса, а то, как долго он длится. Очень важно, есть ли рядом с ребенком доброжелательные взрослые, «которые создают безопасную окружающую среду, помогающую ему научиться справляться с серьезными неблагоприятными событиями.

Стили родительского поведения

Неподходящие стили воспитания в основном сводятся к двум моментам:

- Родители – паникеры.  Эти родители видят опасность повсюду. Например, ребёнок строит башню из блоков. Такой родитель мог бы сказать: «Башня сейчас упадет» или «Ты сейчас поранишься».

- Навязчивые родители. Это проявление чрезмерной защиты. Эти родители вмешиваются во всё, что делают дети. Они не позволяют своим детям исследовать ситуацию, что-то сделать самим.

Как научить детей справляться с трудностями

Совет 1: Старайтесь сами справляться со своими стрессами.

Психологи обнаружили, что наш стресс переносится на наших детей. Но при этом родители не должны стараться уничтожить все следы стресса. Нужно реагировать на стресс позитивно.

Что означает для родителей реагировать на стресс позитивно?

  1. Прежде всего, следует признать, что вы переживаете стресс. Вы можете сказать детям, что у вас был плохой день.
  2. Не забудьте сказать ребёнку, что он здесь ни при чем (если это так на самом деле), ведь многие дети склонны в такой ситуации во всем винить себя.
  3. Поделитесь с ребенком, как вы собираетесь справиться со стрессом.
  4. Не забудьте рассказать детям «финал истории». Так же внимательно, как они наблюдают за вами, чтобы понять источник вашего стресса, они будут стараться понять, пережили ли вы тяжелые времена.

Совет 2: Обратитесь к людям, которые могли бы помочь вам справиться со стрессом.

Случается, что наших собственных усилий недостаточно для борьбы со стрессом. Иногда и друзей бывает недостаточно. В этом случае вам надо найти специалиста, который поможет вам пережить трудные времена.

Совет 3: Потратьте некоторое время на себя. 

Исследования показывают, что люди, которые оставляют время для себя, реже испытывают стрессы. Тратить время на самим себя, когда у нас растут дети, кажется эгоистичным, но тем не менее это необходимо для борьбы со стрессом. Помните, что быть хорошим родителем означает, помимо прочего, иметь позитивную энергию. Поэтому старайтесь почаще находить время для того занятия, которое вам нравится и наполняет вас энергией.

Совет 4: Не ограждайте своего ребенка от повседневных усилий.

Обучение преодолению стрессов – необходимый аспект жизни. Родители, которые постоянно ограждают от всего своих детей, рискуют на самом деле принести им больше вреда, чем пользы. Это не означает, что вы должны бросать детей в озеро, стремясь научить их плавать, но надо помогать им понять, как справиться с той или иной проблемой.

Совет 5: Теплые, доверительные, заботливые отношения с ребенком сделают вас укротителем стрессов.

Теплота и забота родителей помогают детям чувствовать себя в большей безопасности. Это верно и для взрослых. Представьте себе, что вы попали в напряженную ситуацию, например влетели в бурю, путешествуя на самолете. Если рядом с вами оказывается кто-то, с кем вы можете поделиться своими переживаниями, вы гораздо лучше переживете эту ситуацию. Также и дети, когда они уверенны в нашей поддержке, они могут учиться на опыте неудач и проблем, притом их тело и мозг останутся в режиме «роста и восстановления», а не стресса.

мальчик под зонтом

Совет 6: Поймите темперамент вашего ребенка, постройте свою стратегию на его индивидуальных особенностях.

Помните, что в темпераменте детей есть два существенных компонента:

  • Реакция на новое событие: что именно запускает отклик ребенка, сколько времени ему нужно, чтобы начать реагировать, как сильно он реагирует.
  • Управление своим откликом: сколько времени ребенку требуется, чтобы справиться с новой ситуацией, успокоиться и вернуться к норме.

С дошкольниками и более старшими детьми стоит просто поговорить о том, что им помогает, когда они расстроены. Когда дети становятся старше, они сами придумывают приемы, позволяющие им справиться с плохим настроением или переживаниями из-за плохих результатов теста или с ситуацией переезда на новое место.

Совет 7: Пусть ваши ожидания будут доброжелательными.

На наше поведение в детстве сильно влияют представления окружающих нас людей. Если ребенок не соответствует им, это порой может стать настоящим бедствием. Психологи видят в «идеальном попадании» фундамент собственного позитивного образа ребенка.

Главное здесь – ожидания его родителей. Так как именно родители определяют идеалы своих детей. Ожидания – это также источник радостных или тягостных моментов в жизни родителя. Всякий раз, когда родитель расстроен, сердит или разочарован, я вижу не исполненное ожидание^ «Я хочу, чтобы мой ребенок был…».

К счастью, возможна подгонка ожиданий под реальную действительность или изменение действительности под свои ожидания, либо и то и другое. Мы сами можем решать увязнуть нам в своих установках или нет. Так, если вы чувствуете, что расстраиваетесь из-за ребенка, спросите себя: чего вы ожидаете от себя самого и от него и реалистично ли это ваше ожидание? Если оно реалистично, постарайтесь следовать ему. Если не реалистично, постарайтесь понять, какое ожидание будет соответствовать реальности.

Совет 8. Позвольте ребенку самому контролировать свои проблемы.

      Следствие 1: Параметры устанавливаете вы, но в рамках этих условий надо помочь ребенку найти собственный способ справиться с проблемами. Призыв – позволить детям самим решать проблемы, перед которыми они оказались. Дети, особенно когда они становятся старше, должны больше сами участвовать в придумывании способов решения проблем. Можно для этого задать такой вопрос: «Как ты думаешь, что тебе нужно, чтобы справиться со своей (называем ситуацию, например: грусть, раздражительностью, непоседливостью).

Следствие 2: Помогите детям заранее предвидеть последствия своих действий. Научите их ответственности.

Совет 9. Поддерживайте у детей установку на развитие.

Расскажите детям, что мозг, как и мышцы на руках, можно качать и развивать. Тогда дети с большим интересом буду заниматься на развивающих занятиях и в школе. Мы можем помочь нашим детям изменить из представление о своих способностях, понять, что они не сводятся к тому, что дано им от рождения, но что их можно развивать и улучшать.

Совет 10. Хвалите усердие вашего ребёнка и его стратегии, а не его самого.

Мы можем изменить представления детей о себе и мире благодаря тому, как мы комментируем их действия и неудачи. Не стоит хвалить их самих или их ум («Ты такой умный»), либо критиковать их («ты такой глупый»), либо приписывать их достижения удаче. Следует поощрять их вложенные усилия или выбранные ими стратегии, при решении той или иной задачи.