Skip to content

Как можно развить сосредоточенность и самоконтроль у детей?

В данной статье мы продолжим освещать освещать особенности детской психологии и особенности развития навыков самоконтроля и сосредоточенности у детей. Как можно это сделать? 

Совет 1: Помогите младенцам и маленьким детям научиться контролировать себя.

  • Наблюдайте за своим ребёнком, старайтесь понять, что помогает ему поддерживать самоконтроль и сосредоточенность. Возможно, вы заметите, что ваш ребенок успокаивается, когда вы переносите его в тихое место или когда вы описываете его чувства словами, обсуждаете их. Когда вы следуете сигналам своего ребенка, вы не давите на него, а помогаете ему уже в раннем возрасте научиться брать на себя инициативу в управлении собой. Именно поэтому вы должны стать детективом и выяснить, что делает ваш ребенок для того, чтобы успокоиться.
  • Признавайте успехи своего ребенка. Каждый раз, когда дети собираются перед лицом стресса или возбуждения, у них возникает внутренняя обратная связь: «Ты умеешь! Просто сделай это!». И если так происходит многократно, это становится частью их внутреннего мира. Когда взрослый укрепляет эти внутренние системы обратной связи, он дает ребенку не только возможность научиться, но также шанс испытать волнение от обучения.

Совет 2: Вырабатывайте сосредоточенность – играйте в игры, которые требует от детей внимательности. Вот некоторые примеры игр:

  • «Я нашла». В этой игре вы говорите ребёнку, скажем: «Я нашла в этой комнате что-то зеленое, или что-то круглое», и ребенок должен отгадать, что именно вы задумали.
  • «Пазлы». Вы можете купить сборник пазлов или придумать свои, разрезав или разорвав журнальные фотографии на кусочки с ломаными краями. Задача ребенка – «вернуть картину», собрать фотографию их кусков.
  • «Красный свет/ зелёный свет». В этой игре один ребенок изображает светофор, должен говорить «Зеленый свет». Остальные дети бегают, как мащины, по дорогам. Ребенок – светофор в любую минуту может сказать «Красный свет!» и остальные дети должны тут же остановиться и не двигаться. Кто продолжил движение выходит из игры. Игра продолжается. Можно также включиться в игру «желтый свет».

Совет 3: Стимулируйте сосредоточенность – читайте детям книжки, чтобы научить их слушать.

Когда вы читаете дошкольникам книжку,  попросите их, чтобы они послушали строчку или даже две из любимой книги и повторили ее вместе с вами. Пусть дети произнесут вместе с вами, стихи которые Вы читаете, любимые слова из книжки, или в процессе чтения остановитесь и попросите ребенка закончить начатую фразу. Такие повседневные игры учат детей сосредоточенности и развивают память.

Совет 4: Стимулируйте сосредоточенность – выбирайте телепрограммы, которые развивают внимание.

Многие полагают, что телевидение отвлекает детей, рассеивая их внимание. Дэниел Андерсон из университета штата Массачусетс выяснил, что когда содержание программы соответствует возрасту, осмысленно и несет образовательный заряд, дети благодаря таким передачам учатся обращать внимание.

Если в передаче заложен познавательный план и если этот учебный план разработан для конкретной аудитории и возрастной группы, телевидение может оказаться мощным воспитателем. Но не забывайте постоянно включенный телевизор может быть вреден.

Совет 5: Стимулируйте познавательную гибкость – пусть дети играют в упорядочивающие игры с изменяющимися правилами.

В игре задействованы: рабочая память, познавательная гибкость и рефлексия. Например: детей 2 лет можно просто попросить «сложить все цветы в одну кучку». От малышей 3 лет требуется уже сложить цветы в одну кучку, а автомобили – в другую. Затем просят сначала разложить картинки по окраске, помещая синие, зеленые и красные объекты в три разные кучки, а затем меняют правила: предметы надо классифицировать по содержанию, разложив цветы и автомобили в две различные стопки.

Совет 6: Стимулируйте познавательную гибкость – поощряйте стремление детей играть роли и сочинять истории.

Представьте себе, как два дошкольника играют на кухне. Один ребенок изображает из себя взрослого. Он собирает журналы, которые валяются вокруг, и говорит: «Это бутерброды» - и делает вид, что есть их. Другой играет роль ребёнка. Он берет картонную трубу от закончившегося рулона бумажных полотенец – «бутылку» и словно бы пьет. Затем «Ребенок» притворяется, что жидкость из бутылки пролилась, а «Взрослый» как бы вытирает лужу.

Даже в этой простой сценке дети включают свое воображение, играя определенные роли.

Совет 7: Стимулируйте рабочую память – поощряйте актерство в детях. Также пусть дети планируют свои действия и следуют своим планам, а затем обсудите чего им удалось достичь.

Совет 8: Стимулируйте контроль-удержание – играйте в игры, где дети не могут действовать на автопилоте.

Игра в постукивание палочками. В этой игре дети должны делать прямо противоположное тому, что делаете вы. Если Вы стукаете палочкой один раз, они должны ударить дважды. Если вы стукаете два раза, они должны стукнуть один раз. Можно играть в эту игру с трехлетними детьми, но она лучше получается у детей четырех лет и старше. Допустимо также усложнить игру, увеличивая число ударов (я стукаю четыре раза, он дважды и т.д.)

Упражнение Струпа. Если ребенок умеет читать, вы можете написать зеленым фломастером слово «красный», а слово «зеленый» - красным. Дети должны назвать цвет, который они видят, а не написанное слово.  Эта задача достаточно трудна, потому что наша непроизвольная реакция – прочитать слово, а не посмотреть на цвет.

Следует повторить «желтый» 15 раз. Затем вы спрашиваете: «Что в яйце белое?». Это еще одна игра – ловушка. Люди почти всегда говорят «желток»,  не белок.

Совет 9: Стимулируйте сосредоточенность и самоконтроль – следите за тем, чтобы ваш ребёнок хорошо отдыхал и делал перерывы.

Дети, которые хорошо отдохнули, более внимательны и лучше тормозят непроизвольные реакции. Однако дело не только в хорошем расслаблении. Ни один из нас не может работать без перерывов. Чтобы сделать работу лучше, нам нужно переключаться на другие занятия.

Совет 10: Заботьтесь о себе – взрослые тоже нуждаются в отдыхе, перемене занятий. Также тренируйте свою сосредоточенность и самоконтроль.

Вам нужно не только отвести достаточно времени для отдыха и восстановления, но и тренировать собственные навыки сосредоточенности и самоконтроля. Мы учим детей своими делами больше, чем словами.

Источник: Эллен Галински «Я сам! Или как мотивировать ребёнка на успех/ Эллен Галински; [пер. с англ. А. Степановой] – М.: Эскмо, 2011. – 448 с. – (Психология. Искусство быть родителем. Советуют профессионалы).